«Каморку» Герасима из рассказа Тургенева «Муму» могут признать объектом культурного наследия
Музей И. С. Тургенева
Moscow-Live.ru
Власти Москвы планируют создать на улице Остоженка единый культурно-досуговый комплекс, посвященный великому русскому писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу, которому в 2018 году исполняется 200 лет.
На территории музея Тургенева, известного как «Дом Муму», проходят ремонтно-реставрационные работы. Мемориальный особняк на улице Остоженка дом 37, строение 1, отреставрируют в соответствии с документальными свидетельствами и историческими реалиями, там разместится новая постоянная экспозиция. Восстановленный в традициях тургеневского времени усадебный сад будет соединен с городским сквером, в котором планируется установить памятник писателю. В парке высадят воспетые Тургеневым акацию и сирень, а также деревья и цветы, привезенные из разных частей света, где довелось побывать писателю.
Экспозиция самого мемориального дома, который мать писателя Варвара Тургенева снимала с 1840 по 1851 год и где останавливался, бывая в Москве, Иван Тургенев, будет увеличена в два раза. Если до реставрации выставочных залов было шесть, то после завершения работ их станет 11. На цокольном этаже появится мультимедийный зал, рассказывающий об истории дома на Остоженке. На первом этаже воссоздадут интерьеры парадной анфилады — покоев Варвары Петровны: зала, гостиной, ее спальни, гардеробной. Впервые откроется для посещения антресольный этаж, где располагались комнаты самого Ивана Тургенева. Обстановка комнаты будет приближена к той, какая могла здесь быть у Ивана Сергеевича.
С описания дома, в котором жила мать писателя Варвара Петровна, и начинается знаменитый рассказ: «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней».
— Так, зачем же Герасим утопил Муму?
— Что известно о «домике Герасима»
Кроме того, как сообщил глава департамента культурного наследия столицы Алексей Емельянов, объектом культурного наследия могут признать и соседнее с музеем строение. Это домик, в котором якобы жил прототип Герасима из рассказа Тургенева «Муму». В этом рассказе Тургенев описал реальные события и жителей особняка.
«У нас начинается реставрация дома-музея Тургенева на Остоженке. Совсем рядом находится здание, не являющееся памятником, по улице Остоженка, дом 37, строение 3. По мнению заявителей, это именно тот домик, в котором жил дворник Варвары Петровны Тургеневой, тот самый Герасим, прототип героя повести «Муму» Тургенева», — рассказал Емельянов агентству РИА «Новости».
Сейчас департамент рассматривает 18 заявок на объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия. «По каждой из них мы примем решение, — сказал Емельянов, отметив, что «если объект уникальный, то по нему обязательно будет принято решение о включении его в реестр памятников».
Что известно о «домике Герасима»
«Муму» — рассказ Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 1852 году. По данным исследователей, в его основе лежат реальные события, происходившие в московском доме матери писателя Варвары Петровны Тургеневой — женщины вспыльчивой, психопатического склада, которая не только челядь, но и детей своих била за все подряд.
Прототипом Герасима был крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Он, родившийся и выросший в деревне, отличался высоким ростом, статностью и броской внешностью. Во время одной из поездок по своим имениям его заметила Варвара Петровна. Староста, к которому помещица обратилась с расспросами, характеризовал Андрея Немого как трезвого и исправного работника. Богатыря перевезли в московский дом Тургеневой и определили дворником.
«…Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили…»
У дворника Андрея, ставшего прототипом Герасима, на самом деле была собачка Муму.
«…Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком…»
«…(Муму) никого не подпускала к его каморке. Он нарочно для нее прорезал отверстие в своей двери. И она как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать…»
«…На узкой лестнице, ведущей к каморке, сидел один караульщик; у двери стояли два других, с палками. Стали взбираться по лестнице, заняли ее во всю длину…»
«…схватил Муму под мышку, вбежал в каморку и заперся. Через несколько мгновений пять человек ломились в его дверь, но, почувствовав сопротивление засова, остановились…»
«…Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кое‑какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков…»
Однако в отличие от рассказал, реальный дворник, также утопивший собачку по приказу Варвары Петровны, не покинул свою барыню, а продолжал ей верно служить.
Источник: realty.newsru.com